Четверг, 28 Марта 2024      18:14 Вход | Регистрация Мишель Нострадамус. Портрет.
Мишель Нострадамус. Пророчества и предсказания.
Мифы о Нострадамусе Нострадамус в таблицах. Статьи о Нострадамусе отечественных и иностранных исследователей. Портреты и рисунки из потерянной книги Нострадамуса. Критические статьи о Нострадамусе и не только... Разные статьи на другие темы. Фильмы о Нострадамусе, смотреть онлайн, скачать бесплатно. Гостевая книга этого сайта о Нострадамусе.
  
 

КОМУ  НУЖЕН  НОСТРАДАМУС ?

Валентин Николаев

Комментарий к 500-летнему юбилею

 

Редким поколениям землян довелось быть свидетелями смены тысячелетий. Последний раз такое произошло у нас при Владимире Святом, приобщившим Русь к Православию и византийской культуре, «у них» — при Оттоне III, императоре Священной Римской империи, мечтавшем раздвинуть ее до мировой, всеохватной... Повезло и нам, сегодня живущим, кто вместе со всем человечеством вступил в третье тысячелетие.

Многое предрекалось на этом знаменательном рубеже — вплоть до конца света. Но потрясенный немалыми катастрофами свет уцелел, а нам всем пора всерьез задуматься о судьбах всего человечества, о путях-дорогах, которые выбирают сегодня народы и страны.

И вот здесь-то наши взоры невольно обращаются к... Нострадамусу.

Возможно ли в принципе предвидение будущего? Безусловно. Например, автор этих строк уверенно провозглашает, что завтра взойдет солнце; а ученые уже давно с поразительной точностью и за много лет вперед могут предсказать затмения, появление хвостатых комет. Но это в плане астрономическом, а в историческом? То же самое. Известно, что святой апостол Андрей Первозванный, достигнув Руси, предрек, что именно «на сем месте просияет Православная вера».

Еще в XIV веке удачливый польский король Казимир III (это он захватил нашу Галицкую Русь и Подолию) сделал записанное его челядью предсказание: «Придет время, и Бранденбургия овладеет Пруссией и Познанью, Австрии достанется вся Краковия, если вы, панство исполитое, не перестанете посвящать время междоусобной брани. Каждое из этих государств пожелает непременно видеть Польшу, разделенную между ними...» Здесь — и все те печально известные «три раздела Польши», вину за которые почему-то приписывают России, и вообще вся ломкая и крикливая история наших соседей.

А наши? Может быть, «нет пророков в родном отечестве»? Отнюдь. Кутузов, к примеру, предсказал поражение союзников в Аустерлицком сражении, Лермонтов изрек поистине пророческое:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к нам прежнюю любовь,
И пищей многих будет смерть и кровь...

А советский генерал Дмитрий Карбышев, попав в самом начале войны в фашистский плен, в страшных условиях лагеря без всяких книг и архивов и даже без клочка бумаги продолжил аналитическую работу военного стратега и пришел к категорическому выводу: Великая Отечественная окончится нашей победой в марте — июне 1945 года. И здесь нет никакой мистики: знание истории, умение препарировать события, как утверждал Лев Гумилев, помогает заглянуть в будущее. Чтобы не остаться в стороне, автор этих строк решается высказать следующий исторический прогноз. Если, скажем, сегодня «албанским беженцам» нашими правителями будет разрешено расселяться в районе Куликова поля, то через несколько десятков лет, страшно размножившись, они поведут против нас яростную вооруженную борьбу «за национальное освобождение», за создание независимого «Албанского Куликовского государства», и во всей русской округе не станет житья от злющих и жестоких боевиков.

«Институт предвидения» вложен в сознание человека издревле. Не обладая даже особой образованностью, он верил, что люди в конце концов научатся летать, плавать под водой, как рыбы. А многие даже пытались это не только предсказать, но и приблизить. Русский мужик во времена Андрея Рублева дерзал взлететь на сшитом из овчин воздушном шаре, другой умелец предлагал Петру I сооруженное им «потаенное» подводное судно. Гений Леонардо да Винчи даже оставил человечеству чертеж... геликоптера. Тут уж было, что называется, «рукой подать» и до жюль-верновского «Наутилуса», и до «гиперболоида инженера Гарина», и до всего того, чему мы сегодня свидетели.

Поэтому особо проницательные исследователи, скажем, наскальных рисунков, оставленных нам пытливыми обитателями древних пещер, в которых они охотно узнают и наших космонавтов, и диковинные летательные аппараты инопланетян; загадочных страниц Ветхого завета или Откровений Иоанна Богослова, в которых находят поразительные пророчества наших далеких предшественников, отыскивают при этом, как говорят в народе, просто «топор под лавкой». Да иначе и быть не могло! Ведь человек всегда мыслил, пристально вглядывался в окружающий его мир, стремясь разгадать, что же ждет этот мир в дальнейшем. А мы, как писал Белинский, лишь «вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». Нельзя не признать, что Нострадамус оказался в числе тех великих наших предшественников, которые пытались — с разной степенью успеха — раздвинуть завесу нашего грядущего бытия.

Сын своего времени

Европа ХVI века бурлила, словно в перекипевшем вареве смоляного котла. Не забудем, что она уже рассталась со своим Средневековьем и с болью и кровью вступала в эпоху Нового времени. Гуманизм Возрождения, светского вольномыслия все активнее противостоял схоластике и духовному деспотизму католической церкви. За исторически короткий период дважды и трижды ломалась вся система общественной жизни. Но до победы над инквизиторским мракобесием было еще ох как далеко, а до официального покаяния Ватикана за пытки и сжигание живьем тех, чьи пытливые изыскания, как потом выяснится, не противоречили промыслу Божию, еще пройдут века и века...

А тогда, к появлению Нострадамуса, только что ушел из жизни Торквемада, главный и жесточайший испанский инквизитор, отправивший на костер тысячи «еретиков», инициатор изгнания из страны всех евреев (запомним это). Но «дело» его живет. Знамя «священной борьбы» подхватывает Игнатий Лойола с его фанатиками-иезуитами. Костры все ярче. Старательно подбрасывают в них хворост доминиканцы... А тут еще бесконечные гугенотские войны. Реформация, буржуазная революция в Нидерландах, лютеранство и кальвинизм... Крестьянская война в Германии... Франция уверенно идет к своей Варфоломеевской ночи... Трудно назвать страну, которая в этот период всеобщего безумия прямо или косвенно не навоевалась бы всласть со своими соседями. Вдобавок к этим бедам одна за другой следуют страшные эпидемии чумы, унесшие миллионы и миллионы человеческих жизней. Европа уже стонет от сифилиса, невиданной ранее ужасной болезни, что завезена из Нового света жадными до золота и всех видов утех конкистадорами.

От всего этого можно впасть в мистику или сойти с ума. И с людьми происходит то и другое. Пышным цветом расцветают астрология, алхимия, всякого рода оккультизмы, пророчества. Время от времени Европа ждет точно предсказанного конца света. И тогда крестьяне перестают сеять хлеб, ремесленники бросают свои цехи, а знать, запершись в замках, предается безудержному чревоугодию и разврату. Целые народы впадают в дикие суеверия, пьянство, разбой.

Как все знакомо! В наше «смутное время» при откровенном попустительстве властей и, увы, иерархов Православной церкви на нашу истерзанную, под стать старой Европе, Россию нахлынуло неугомонное и враждебное нам чужебесие. Еще недавно, воздев руку в католическом двоеперстии, некая «дэви Христос Мария» с тысяч рекламных плакатов провозглашала скорый приход антихриста, призывала к раскаяниям и покаяниям, целые дворцы и экраны телевидения стали предоставляться бойким иностранным проповедникам... А тем временем по стране расползались бесчисленные антиправославные секты и миссионеры; людей русских искушают всякого рода «кармами», «медиумами», призывают приложиться к отравленным источникам «истинных знаний».

Чтобы узнать всё и вся, вы можете обратиться к Глобе, в метро на вас призывно взирает некая «прорицательница Анна», включив телевизор или полистав газету, вы можете узнать свой гороскоп, в котором доморощенные астрологи в переводе с иностранного распишут вашу жизнь намного вперед, вплоть до конца дней в этой земной юдоли. Тут же к вашим услугам целый сонм колдунов, заклинателей, снимателей порчи и прочих «целителей душ», гадателей на кофейной гуще.

Но пока конца света еще не наступило, а большие катастрофы обрушились лишь на тех, кто к ним шел упорно и слепо — претендуя на управление всем миром, на исключительное право бомбить правых и виноватых, решать самовольно, кому жить, а кому нет на нашей о б щ е й планете, мы все же вернемся к Нострадамусу.

Очень уж своевременно легла на европейские события его бурная жизнь (1503—1566)! Людям той поры в силу изложенных выше причин очень уж хотелось заглянуть в свое будущее. Но чтобы двинуться дальше, посмотрим, чем же отличаются предсказания от пророчеств. Наши толстые словари толкуют эти понятия четко и ясно: первые — это предвидения, основанные на определенных данных, вторые — это, по религиозным представлениям, предвидения, основанные на откровениях Бога, то есть на знаниях, внушенных свыше. Европеец того времени, хотя бы немного знакомый с Ветхим Заветом Библии, уже жил как бы в атмосфере пророчеств и вполне свыкся с тем, что почти все они имели характер разоблачительный и грозили суровыми карами целым народам и странам, если они несли зло «избранному народу». Стоило прочитать в книге Ездры: «Горе тебе, Вавилон и Асия, горе тебе, Египет и Сирия!» (16, 1), и все было более или менее ясно: это — за разорение Израильского царства ассирийским царем Саргоном II (722 г. до н.э.), Иудейского — вавилонским Навуходоносором II (586 г. до н.э.), за тот самый «египетский плен» и пр. Понятны были и откровения пророков Иеремии и Даниила, которым своими глазами довелось лицезреть крушение царств главных врагов Израиля. Но все это было столь далеко в пространстве и времени и касалось лишь областей библейских, в которых тогда еще и слыхом не слыхивали о Европе как таковой...

Зато в пророчествах Иезекииля и Исайи европейцы уже склонны были видеть нечто созвучное их времени. Оба они предвещали приход Мессии, то есть Христа, когда новый помазанник Божий принесет в мир эру милосердия, любовь к ближнему, станет «исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать... освобождение и открытие темниц... утешать всех сетующих» (Ис. 61,1–2). Но это было так не похоже на реальный мир католицизма! С его жестокостью и лицемерием, с людоедской инквизицией, подавляющей в душе человека, созданного по воле Творца, стремление к свету и радостям жизни, желание размышлять об устройстве мира, о своей роли и месте в нем. А в священном Писании ничего не сказано было о будущем этого мира. Поэтому Европа просто жаждала пророчеств, с трепетом ждала своих прорицателей, которые объяснили бы, куда идет погрязшее в грехах и преступлениях человечество.

Таким пророком как раз и объявил себя Нострадамус. Прогнозы на будущее, которые он стал, словно прогнозы погоды, давать вначале в специально выпускаемых им «календарях», как раз и удовлетворяли этим общественным потребностям. Неизменно подчеркивая, что «особое видение грядущего» навеяно ему Всевышним, он и всю свою жизнь обставил как священный магический ритуал: впадал в трансы, как бы общаясь с духами, вел странные речи, смысл которых был темен для окружающих. То же относится и ко всему его творчеству, которое до сих пор и так и эдак расшифровывают специалисты.

Для нас же важнее разобраться в «идейном содержании» его деятельности, и тогда непонятное само собой прояснится, в том числе и многие его наполненные нарочитым туманом «катрены».

«Я говорю довольно-таки туманно...»

По утверждению ряда нострадамусоведов, он принадлежал к древнему иудейскому роду Иссахар, обладавшему даром пророчества, и происходил из марранов, то есть насильственно крещенных в Испании евреев, которых затем изгнал во Францию тот самый Торквемада. Но последнее очень сомнительно, иначе зачем родители дали бы будущему прорицателю дважды подчеркнуто христианское имя Мишель Нотрдам — в честь архангела Михаила и Святой Девы Марии? Впоследствии практикующий медик изменил фамилию на латинский лад, тогда это было в моде для людей ученых. Но известен отмеченный в книге Манфреда Бёкля факт, что когда отец Мишеля Пьер был уже на смертном одре, а вокруг дома уход из жизни этого преследуемого инквизицией еретика подкарауливали ее агенты, доминиканские монахи, умирающий завещал сыну быть верным иудаизму. И его последним словом, которое звучало как завещание и призыв, было «Адонаи», то есть псевдоним верховного иудейского божества.

Это и стало знаменем Нострадамуса на всю его жизнь. Он люто ненавидел католицизм, и последний платил ему той же монетой, всемерно стремясь уличить в ереси ловкого, все время увертывающегося от прямых обвинений, становящегося все более популярным врача и прорицателя.

Вот как он объяснял в письме сыну Цезарю свое провидческое наитие: «Я говорю довольно-таки туманно. Скрытые пророчества передаются нам летучим духом огня, а иногда сознанием, возбужденным пристальным созерцанием отдаленнейшей звезды».

Здесь, как подчеркивает Бёкль, «имеет место объяснение одной неопределенности при помощи другой». Как тут не вспомнить М.Ю. Лермонтова: «...смешно, что были некогда люди премудрые, думавшие, что и светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах... И что же? Эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними...» Звезды небесные были здесь, конечно, прикрытием. Как писал Бёкль, великий прорицатель прошел по жизни со звездою Давида и «Адонаи в душе». Не случаен и круг единомышленников, перед которыми он преклонялся: Эразм Роттердамский, тонкий обличитель католического духовенства, Франсуа Рабле, чей сарказм был созвучен ему, Жюль Скалигер, поэт и критик, именно его Нострадамус всегда почитал как своего учителя. Именно у них учился он скрыто выражать свою ненависть к католицизму и его инквизиции и подчас представать в своих «Центуриях», особенно в его знаменитом письме к Генриху II, «святее самого папы Римского». А что звезды? Да в те времена при всех королевских домах были свои, придворные астрологи...

Многочисленные толкователи Нострадамуса (Т.Гараньар, А.Лепелетье, Э.Жабер, Дж.Лавер, Э.Читхен, В.Ионеску, М.Генин... несть им числа) подсчитали, что им сделано около десяти тысяч (!) пророчеств, из которых сбылись порядка 50–70 процентов; другие уверяют, что только 10 процентов. Изложены они в основном в «центуриях», каждая из которых состояла из ста рифмованных четверостиший-катренов — эти цифры прорицатель считал магическими. Причем все эти пророчества, смысл которых нарочито запутан, каждый исследователь толкует по-своему.

Чтобы не запутаться и нам, обратимся к читателю, который никогда не читал этих центурий, будем их цитировать в местах наиболее ярких и характерных. Для экономии места стихи приводим подбором, с указанием разделения строк.

Итак: «Некто адских богов Ганнибала / Заставит возродиться на страх людям».

Считают, что здесь предсказано появление Вольтера: подобно тому как Ганнибал поклялся вечно ненавидеть Рим, так и Вольтер принес клятву вечно ненавидеть римско-католическую церковь.

«Появится фальшивая топография. / Урны в монументах будут открыты». А.Лепелетье полагает, что первая строчка отражает декрет Учредительного собрания от 22 декабря 1789 года, а вторая указывает на то, что гробницы французских королей и католических святых будут вскрыты, а их прах рассеян. В целом же это — предвидение Великой Французской революции.

С.Робб, изрядно потрудившись над рядом центурий, свел из разных катренов отдельные строки и получил вот такой связный текст:

«Среди всех монархов первый по славе./В иерархии великих не найдется /Никого, равного ему...» И расшифровал: это о Наполеоне.

«Глаз в шлеме златом, как в тюрьме или клетке,/Он выбит, падучею ставши звездой,/В турнире лев старый был менее крепким,/Чем хитрый, отчаянный лев молодой».

Этот катрен считается знаменитым, потому что предрек ранение на турнире и смерть Генриха II.

«Кровь справедливости потребуется Лондону,/Горящему в пожаре 66-го года. /Мадонна падет со своего пьедестала...»

Г. Робертс считает, что этим стихом предсказаны лондонские пожары 1666 года, когда в соборе Св. Павла была повержена статуя Богоматери.

«Предвижу раздел океанских просторов./И новые страны над белым пятном./Дуэль кораблей разыгралась на море,/И плавают бочки с продавленным дном».

В этих строках легко просматривается борьба Англии и Испании за владычество над океаном после открытия Америки.

«В темнице один пожирает другого./Бьет молния в город, дворцы на куски разорвав,/Суда над водою грозят осьминогам,/В ковчеге златой и серебряный сплав».

В смысле этого катрена предлагаем разобраться самому читателю.

А вот строки еще одного катрена:

«Гент и Брюссель пойдут походом на Антверпен./Сенат Лондона предаст казни своего короля».

Тут уж все нострадамусоведы едины — так как номер этого четверостишия из IX центурии 49-й, то первая строка описывает войну между Испанией и Голландией 1643–1649 годов, а вторая предрекает казнь короля Карла I в год окончания этой войны.

Как видим, надо обладать богатым воображением, чтобы так манипулировать цифрами.

Кстати, автор этих строк, чтобы быть не хуже других, предлагает читателю и свою открытую им «магию чисел». Она относится к Николаю II. Он был 23-м русским царем (посчитайте со времени Ивана Грозного), правил с 1894 до 1917-го, вычтите и получите 23; наконец, в Ипатьевском доме он спустился, чтобы встретить смерть, на 23 ступени вниз.

Или вот еще вам. Восстание декабристов произошло 14 декабря 1825 года; они планировали расчленить Российскую империю «на 14 держав». Последний корабль интервентов, которые пытались осуществить разгром нашего государства, поднял якорь 14 октября 1922 года; пакет документов для образования СССР был подан на рассмотрение Первого всесоюзного съезда Советов тоже 14 декабря. А когда разгром Советского Союза все же удался, то от России «отпочковались» 14 «независимых государств». Что из этого следует? А ровным счетом ничего, демонстрируется простое совпадение чисел.

Да вот пример, что называется, животрепещущий. Стоило 11 сентября разыграться той самой «американской трагедии» в Манхэттене, как нашлись бойкие исследователи, тут же объявившие «11» числом роковым и для Америки, и для всего мира: с этой цифрой могут быть связаны войны, столкновения с кометой, громкие теракты и прочие беды. Даже кто-то сумел вывести, что недавний террористический акт в московском театральном центре, унесший свыше сотни человеческих жизней, вполне можно увязать с этим числом: ведь произошел он как раз... перед 11-м месяцем года!

Так мы и без Нострадамуса можем забрести весьма далеко — ведь живем в пространстве и времени, где любая ситуация может быть проверена арифметикой и алгеброй. Возьмитесь за подсчеты в любую сторону и откроете все, что захотите. Особенно если в вашем распоряжении компьютерная техника, интернет.

В этом вопросе особенно усердствует издательский дом «Логос-медиа», доводя свои изыски до курьезов. Скажем, приводится такой катрен:

«Он сам разрушал все благие надежды,/Когда 20 месяцев правил страной...»

Да это же, несомненно, о Ленине! Потому как правил он страной именно столько времени — за вычетом болезней, после ранения в 1918-м и с 1921-го и до самой смерти.

Или вот такое:

«Вождь гибнет, но все же его не забудут;/Четверка дорвалась до вражьих рядов».

Как вы думаете, о чем это? Оказывается, в этом катрене великий напророчествовал участь Гитлера. А «четверка» — это страны, входящие в антигитлеровскую коалицию. Выходит, до фюрера в его бункере добрались не мы одни, а вся «четверка», даже... Франция.

«Но ведь Нострадамус многое предсказал вполне конкретно и ясно! — воскликнет, пожалуй, почувствовавший иронию автора тот, кто действительно читал «Центурии». — Он даже назвал по имени будущего испанского диктатора Франко, великого ученого Пастера!»

Попробуем разобраться. Действительно, в катрене 17-м IX центурии есть строки:

«Страна не сорвется в глубокую бездну./ Решительный Франко друзей созовет».

Однако сие пророчество дошло до нас на трех языках — провансальском, старофранцузском и латинском. Во всех это слово, имеющее не менее трех вариантов написания, обозначало не больше как просто «вольный» (осталось у нас даже в торговом языке — «франко-вагон», «франко-граница») или франк, то есть попросту галл, житель тогдашней романской страны. И Бог весть, с какого языка перевел это все В. Завалишин, но написание слова «Франко» с большой буквы вполне правомерно: в те времена так писались слова, обозначающие принадлежность к той или иной нации. Это легко, в частности, прослеживается в русском языке прошлых веков. И еще два обстоятельства: из катрена совсем не вытекает, что речь идет об Испании, к тому же все властители в тогдашнем мире обозначались именами (1), а не фамилиями. В таком случае диктатор испанский должен был назваться Франсиско.

Подобная же история произошла и со вторым именем. В катрене 25-м Iцентурии читаем:

«Мне дорог поборник отверженных знаний,/Вчерашний еретик, сегодня — герой,/Честь пастору, что обновит мирозданье,/хоть древнее стало седою золой».

Отталкиваясь от того, что слова «пастор» (пастырь) и Пастер пишутся на французском одинаково и означают одно и то же, поклонники Нострадамуса видят в этом пророчество появления великого ученого-микробиолога. Опять натяжки, как видим. Но как быть с другими именами в центуриях? А других, по крайней мере узнаваемых, которые можно было бы к кому-то приложить, попросту нет.

Хотя Нострадамус занимал заметное положение в обществе — был одно время приближен к королевской чете, Екатерине Медичи и Генриху II, являлся лейб-медиком «короля Иерусалима» (значился в изгнании), прославился неустанной, хотя и безуспешной борьбой с чумой, от которой погибли его жена и дети, — инквизиция не оставляла его в покое, подозревая в «черной магии», в попытке утверждения «новой» вселенской иудейской религии под знаком мистического макрокосмоса, что порой прорывалось в его катренах. Отсюда бесконечные метания прорицателя по Европе... И что интересно: если наложить «географию» его мытарств на «географию» катренов, то все совпадает, и основные его «филиппики» и угрозы высшими карами на города и веси, где он страдал или откуда исходила на него подлинная или мнимая опасность, будут направлены именно против них. Теперь почти все эти места даже не обозначены на обычных картах — Абуа, Отон, Карбонн, Ажан, Блуа, Севенна, Лангез, Либиана, Лот, Каппа, Винценца, Суза... — а Нострадамусу представлялось, что именно они станут центрами европейских, а то и мировых событий. Им бы как раз и хлебнуть лиха, но... большинство из них так и пребывает в безвестности, живя своей тихой, дремотной провинциальной жизнью.

Лучше проследим-ка по центуриям за судьбами подлинных «страдальцев истории». Читаем на выбор:

«И варвар к Венеции будет суров»; «Монако падет под невольничьей хмурью»; «Женевцев томить станут жажда и голод».

Или вот в этот же адрес, однако уже, что называется, «теплее»:

«Скорее беги из проклятой Женевы,/Где золото станет железной звездой» — IX, 44; «Палермо впадет в нищету и безлюдье»; «Он рвет на куски это странное войско,/Во взрыв претворенный небесный огонь. /Был запах с Лозанны удушливым, стойким./И людям неведом источник его».

Прочитав этот катрен (VIII, 10), тонкие нострадамусоведы радостно восклицают: «Да это же предвидение газовых атак и бомбежек в Первую мировую!» Только вот при чем здесь Лозанна?

Зато, вынуждены мы отметить, места во Франции и вообще в мире, где будут происходить большие, поистине знаковые события, великий прорицатель попросту просмотрел. Это — Седан, Ипр, Сомма, Верден (где впервые применили иприт, танки или где произошла одна из величайших человеческих мясорубок), Компьенский лес (там, если помните, была зафиксирована победа над Германией в «ту войну» и над Францией — в «эту»), это символ французского предательства Виши, это Ватерлоо, Лейпциг, Дюнкерк, Хиросима (2), Косово.

Получается, не распознал великий провидец и поднимающегося за океаном монстра, который, выросши стремительно до гигантских размеров, но сохранив разум ребенка, упорно тянется к полюбившемуся ему «шарику», нашей Земле — чтобы им, ярким и сверкающим, вдоволь, всласть наиграться (3). Правда, есть у него такое вот упоминание:

«Вождь Лондона через царство Америки/Подавит морозом остров Шотландию».

Предлагаю читателям самим поломать голову над тем, что из него можно выжать.

Зато есть у него вот такой катрен:

«Какая страна родилась в океане,/Где праздник справляют однажды в четверг?/К ее берегам мысль с энергией тянет,/ И тянет ковчеги для наций и вер»(I,50).

Здесь без всякого труда угадывают все те же неугомонные Соединенные Штаты, тем более, что их главный праздник, День Благодарения, празднуется именно по четвергам. Правда, «есть мнение», что под этим всем может подразумеваться и некая иная страна, родившаяся, как гласит латинский оригинал, из некой «тройственности» (мы привели катрен в вольном, поэтическом переводе Вячеслава Завалишина), а на четвертый день решившая назначить свой главный праздник. Но ведь в древнем язычестве четверг — это главный день Бога Грозы! В свете недавней катастрофы в Америке невольно придешь к мысли, что тут Нострадамус подал нам знак об ожидающей «младенца» каре людской и небесной. Кто-то из исследователей нашел у прорицателя и такой намек на Америку:

«Древняя работа будет закончена,/На великого обрушится несчастье с крыши».

Вот и гадай — не то речь идет об убийстве Кеннеди, не то о гибели все тех же манхэттенских небоскребов (4).

...А как же с Россией? Не забыл ли о нас «всеведущий»? Полагают, что мы называемся у него по-разному: «Аквилоном», «областью Борея» и даже определенно и ясно: «страной с климатом, противоположным вавилонскому».

Итак, о нас:

«Усилия Аквилона будут велики:/Дверь на Океан будет открыта»; «Великая женщина Север разбудит /И блеск всей Европы к себе приведет»; «И вот к Новеграду правитель стремится, /В бараний хозяева скручены рог...»; «Славянский народ под ненастливым знаком. /Их тюрьмы и песни царям их не впрок, /На смену придет, как священный оракул,/Схоласт и догматик и ложный пророк».

А вот и катрен, внушающий нам особый оптимизм, правда, переведенный поэтом несколько тенденциозно:

«Иная династия будет в России,/Страна за свободу свою восстает,/Народ, став от горя единым Мессией,/К расцвету и славе все царство ведет».

На этой светлой ноте, которую каждый может проиграть на свой лад, мы пока завершим рассуждения о любезном Отечестве нашем, хотя досужие толкователи Нострадамуса утверждают, что предрек он появление у нас и Ленина, и Сталина, и угрожающее (?) вторжение в Европу во время Второй мировой, и даже... Ельцина. «...после царства Бешеного, — писал прорицатель Генриху II, — который будет прикидываться мудрецом, придет... Сторожевой пес, который разрушит все, даже то, что было разрушено ранее». Последнее толкование — мое; наиболее тонкий и проницательный аналитик может в этом автора поправить.

Известно, что практически во всех странах Запада с «недемократическими», тоталитарными режимами Нострадамуса в свое время подвергали запретам. И это можно понять.

Во-первых, несмотря на всевозможные ухищрения прорицателя и предельное насыщение своих катренов астрологическими и прочими оккультизмами (он писал: «Я должен только следить за тем, чтобы смысл и бессмыслица находились в определенных пропорциях»), «мистический дух католицизма», как клеймил папство Г.Гейне, всегда ощущал в нем своего заклятого врага. Тем более что в своих центуриях он порой срывался на довольно открытые выпады против Ватикана и откровенную проповедь иудаизма, правда, под видом его «новой», почти фантасмагорической формы, и, как справедливо писал М.Бёкль, его «провидческие возможности воплотились в облике Адонаи», следовать звезде которого ему завещал отец. Недаром агенты папы рыскали по всей Европе, собирая подлинные рукописи прорицателя, чтобы захоронить их в глубине ватиканских тайников.

Во-вторых, тогдашние государи Европы — короли, герцоги, дожи, — имея в виду большую, прямо скажем, всенародную популярность Нострадамуса как лекаря и целителя душ, побаивались и его влияния на «настроения масс», и тех опасных пророчеств, которые он, того и жди, выскажет в адрес их сиятельных персон и возглавляемых ими режимов. Поэтому симпатии и антипатии к нему властей перемежались постоянно, и пророку все время приходилось «менять отечества». Поэтому на всякий случай его творения лучше было все-таки запрещать.

В-третьих (и это для нас особенно важно, хотя и старательно обходится стороной как западными, так и, особенно, местными аналитиками), Нострадамус был ненавидим еще и за то, что, в противовес католицизму с его циничными индульгенциями и факельной инквизицией, он хотя и замаскированно, но тепло отзывался о... Православии, считая его религией более гуманной и человечной. А это уже никуда не годится... Впрочем, читатель и сам может обо всем судить, если мы обратимся к «сокрытой» части центурий.

Там, где содержатся намеки на наш «Аквилон» (еще варианты: «Северный полюс», «страна Водолея»), это просматривается.

Разоблачая агрессивный и схоластический католицизм («Воинственность церкви еще возрастет,/Здесь мертвые буквы идут грозным строем»), он подчеркивает ниже: «Но Север сумел за себя постоять». Или это сочувственное: «Ждет Константинополь большое страданье,/Раз в плен византийцев Восток поведет».

«Медведь, перед волком держись и не трусь!»— взывает он в V центурии. Кто не знал, что под этим зверем подразумевалась православная Россия? «Крест будет служить единению мира», — провозглашает он, имея в виду отнюдь не католический крест, потому что выше предвидит, как «в снежной стране победитель пропал» (цент. IV). А вот еще: «Я вижу кресты восстановленных храмов. /Спаситель Востоку почет воздает».

Разве это не о возрождении Православия? (цент. V). Кто же из наших недругов такое потерпит?

Любопытный вопрос: а как относились к Нострадамусу не монархи, папство или «чернь», которая по невежеству своему готова была верить любым пророчествам, по любому призыву могла включаться в «охоту на ведьм», на «распускающих чуму докторов», на всех, кто мыслит как-то иначе, а просто умные, мыслящие люди того времени?

«Да перед ним преклонялись все передовые люди прошлых веков! — воскликнет осведомленный читатель. — Даже Гёте в своем “Фаусте”!»

Очень интересно. Откроем его трагедию и процитируем то самое место в блестящем переводе Бориса Пастернака:

Встань и беги, не глядя вспять!
А провожатым в этот путь
Творенье Нострадама взять
Таинственное не забудь.

И ты прочтешь в движенье звезд,
Что может в жизни проистечь.
С твоей души спадет нарост,
И ты услышишь духов речь.

Вы заметили, как на вас слегка повеяло иронией гения? Ведь в дорогу людям издавна предлагалось легкое чтиво, а не серьезная литература для многоумных раздумий о жизни (как тут не вспомнить пушкинскую шутливую рекомендацию: «...иль перечти “Женитьбу Фигаро”»). Могу вас заверить, что в гётевском немецком оригинале эта ирония еще ощутимее...

Словом, великий прорицатель был сыном своего времени, и к нему относились по-разному. Да и как могли относиться одинаково, читая, к примеру, такое: «Могущество Рима в куски разлетится,/Великий сосед разделяет судьбу./Сомнительный гений в шута обратится./Вчерашних союзников гонят и бьют» (III, 63). Таким мог оскорбиться любой своей страны властитель и патриот.

Тайна «третьего рейха»

Но проблема не столько в симпатиях или антипатиях к великому прорицателю, сколько в росте к его обширному наследию спекулятивного политического интереса. Приверженцы современного оккультизма со всеми его оттенками и новейшими модификациями все активнее колышат тень давно усопшего Нострадамуса, возвращают из небытия его мистические построения и все толкуют и перетолковывают их в интересах определенных общественных групп, движений и партий.

Только в Соединенных Штатах действуют сегодня свыше 5 тысяч официальных астрологов (5), издается масса оккультных журналов, действует целая армия составителей гороскопов, политических прорицателей, новоявленных чернокнижников и фарисеев. И все с многоумным видом предрекают Америке все новые блага и процветание на ее пути к безраздельному мировому господству. Правда, недавно этот благостный хор, словно кваканье в пруду лягушек при пролете аиста, вдруг умолк перед лицом невиданной катастрофы (которую, увы, так и не предсказали ни Нострадамус, ни его последователи), он как бы перестал видеть дирижерскую палочку и слышать звуки своего политического оркестра. Но он снова грянет, как только разгневанная на весь белый свет страна отбомбится по выбранным ею городам и весям мира. Тем более что нострадамусы из ЦРУ только что подготовили свои «центурии» под названием «Глобальные тенденции-2015», в которых новые прорицатели предрекают США ведущую роль в мире, а нам, грешным, увы, уготована роль второразрядной, «отставшей» страны. Но это не мешает составителям этих «катренов» на всякий случай попугать американского обывателя «асимметричной» угрозой России, которая, того и гляди, громыхнет по мирным, добропорядочным янки своми всепробивающими ядерными «сигарами». Словом, всё путем, всё по Нострадамусу...

В своем стремлении перелопатиъ прошлую историю и по-своему спроецировать ее на будущее стараются не отстать и наши отечественные демократические «нострадамусоведы».

Передо мной лежит вышедшая недавно книга коллектива авторов при составительстве Т.Украинской «Так говорил Нострадамус» («ОЛМА-ПРЕСС», 2000). К сожалению, мы знаем лишь, как писал, а не как говорил знаменитый прорицатель, так как не оставил он нам своих диктофонных записей. Но вот создатели этого труда знают, чту он говорил, и поэтому дают волю фантазиям собственного производства, причем с очень тенденциозным уклоном.

Открыв этот труд на странице 223, узнаем о «перечислении успехов сталинских войск в Европе в 1944–1945 годах» и о том, что «сам Сталин упоминается в первой строке катрена (VI, 49):

«Великий понтифик партии Марса /Покорит берега Дуная,/Погоняя железом крест с загнутыми концами./Пленные, золото, кольца, более 100 000 рубинов» (6). Диво дивное — листаем книгу дальше, где прилагаются катрены, и видим, что такого, под номером VI, 49, попросту нет. Просматриваем все остальные центурии — тоже не находим. Проверяем по классическому исследованию Манфреда Бёкля «Нострадамус. Жизнь и пророчества» (М.: Панорама, 1995). И там под номером 49, VI значится совсем другой катрен, а подобного вообще нет во всех центуриях! Но тут нас осеняет: а ведь так не писал, а говорил Нострадамус, а в «ОЛМА-ПРЕСС» всё перепутали — лишь бы доказать, что великий прорицатель предсказал появление нацизма с его свастикой («крестом с загнутыми концами»). Впрочем, это могло быть позаимствовано у того же Бёкля — говоря о сомнамбулических снах Нострадамуса (известно, что прорицатель впадал порой в спиритические трансы), автор представлял себе, что ему мог явиться «крючкообразный крест, который прокатится по земле, вонзаясь в плоть и кровь германской земли». Подхватив эту мысль, творцы названного сборника уверенно провозглашают: «Гитлеру Нострадамус внушал смешанное чувство ненависти и страха. Во время второй мировой войны в самой Германии и в оккупированных ею странах за чтение и распространение “Пророчеств” Нострадамуса преследовали». И еще — словно забыв об этом, там же утверждают, что в фашистских концлагерях и еврейских гетто прямо-таки зачитывались Нострадамусом, видя в нем избавителя от мук и страданий, «великого пророка, который во время расстрелов людей с Давидовыми звездами на спинах... один остается невредимым и грозит палачам неминуемым отмщением».

Эта боль авторов понятна, и нельзя не сочувствовать ей, но здесь, что называется, «в огороде бузина...».

Откроем лучше другую, не изданную у нас книгу Ганса-Отто Майсснера «Магда Геббельс» (Hans-Otto Meissner. Magda Goebbels. Blanvalet. Mьnchen, 1978). Убежденный нацист, бывший приближенный семьи гитлеровского министра пропаганды, сын д-ра Майсснера, шефа президентской канцелярии Германии в 1920–1945 годах, а затем известный историк и писатель, он раскрывает нам одну из самых больших тайн «третьего рейха». Оказывается, стремясь не только идеологически, но и мистически обосновать правомерность создания гитлеровского фашистского государства, «великий гений лжи» Геббельс прибегнул к помощи... Нострадамуса. С привлечением архивистов, умелых художников, подлинных мастеров исторических фальшивок «ведомство Йозефа» занялось сочинительством «под Нострадамуса». Были разысканы старинные пергаменты, использованы специальные составы и краски, без устали работали специалисты — историки, стилисты, знатоки старинной латыни, каллиграфы... И вскоре в мюнхенском архиве вдруг «обнаружились» неизвестные рукописи великого прорицателя!

Вот отрывок из одного такого сочинения, приведенный Г.-О. Майсснером в названной книге (для точности перевода привожу его не в виде стихотворных катренов, а подстрочной прозой):

«...И разразится война в Европе, самая великая и страшная, чем когда-либо. Смерть и лишения, битвы и кровь станут уделом правителей и народов, на которые хлынут чужие дикие орды... Хотя будет сильно потрясен срединный европейский народ, в конце концов сгорят в пламени и поглотятся морями такие города, как Париж и Лондон, а также те, что лежат далеко на Востоке. Лишь народ, находящийся под знаком изогнутого креста, победит в этой битве. И станет он жить в мире, довольстве и радости. Просуществует же его государство тысячу лет...»

А дальше пойдет подлинный, известный исследователям текст — о «железных птицах, извергающих огонь», о «гигантских рыбах с матросами внутри» (7) ...

Теперь понятно, что свастику и «тысячелетний рейх» предрек не Нострадамус, а сами нацисты?

А дальше все пошло как по-писаному. К покрытым «средневековой пылью» сенсационным находкам были допущены журналисты, и уж они-то разнесли «открытие» через прессу и радио (8) — как-никак сами держали в руках ветхие драгоценные рукописи... А потом, когда все было раскручено, вновь обнаруженные творения Нострадамуса стали таинственно исчезать из мюнхенской библиотеки («на реставрации», «к сожалению, затребованы в центральный архив», «изучаются в лабораториях»). Поэтому серьезные ученые так и не смогли заняться изучением «драгоценных оригиналов великого прорицателя». Но дело было сделано: миф о «тысячелетнем рейхе» уже пошел гулять по умам и, как говаривал классик, овладев массами, вскоре стал «материальной силой». Поэтому глубокомысленное утверждение авторов названной книги о «неслучайном», из-за «ненависти и страха» исчезновении из Мюнхенской библиотеки экземпляра «Пророчеств», что называется, верно, но «не из той оперы». Исчезли геббельсовские фальшивки. Не о них ли «услышали звон» создатели книги-мифа «Так говорил Нострадамус»?

Стрелы, пущенные в будущее.

Выходит, Нострадамус так-таки ничего и не напророчествовал? Совсем наоборот. Его стрелы, пущенные в будущее, нередко попадали в цель, тем более что таких стрел в его «провидческом колчане» было великое множество. Да и как он, талантливый врач, мыслящий, высокообразованный человек своего времени, соприкасавшийся со своими выдающимися современниками, с монархами и клерикалами, со всеми, кто делал большую европейскую политику, не смог бы предсказать, скажем, эпидемии чумы в Англии, всякие войны, замыслы которых уже витали в воздухе, приход всевозможных диктаторов, когда все кругом любой ценой рвались к абсолютной власти, всякого рода «новые учения», вроде будущего марксизма, которые, того и гляди, перевернут мир? И есть, в конце концов, законы больших чисел, теория вероятности, когда «по науке» что-то (из десятка-то тысяч пророчеств!) должно, даже непременно обязано было сбываться.

Немалую роль при этом сыграл поразительный талант Нострадамуса строить такие фантасмагорические иносказания, что самые въедливые исследователи его творчества до сих пор их толкуют по-разному. Разброс выводов при этом столь широк, что поражает воображение. Так, в катрене I, 10 одни видят Французскую революцию, а другие — символическое изображение еврейских гонений при Гитлере; катрен IV, 75 некоторые трактуют как предсказание появления Наполеона, иные — как феномен Сталина; а катрен VII, 21 истолковывают то как предвидение судьбы Муссолини, то как предостережение против... коммунистов.

К слову сказать, это свойство прорицателей свои прогнозы выражать в столь туманной форме, чтоб потом их можно было повернуть в любую сторону, известно еще с древности. Кто не слышал историю о царе, который, решив идти войной на соседа, сначала обратился за советом к известной прорицательнице, на что та сказала: «Перейдя реку, ты погубишь царство великое!»

Обрадованный полководец ринулся в бой, потерпел в нем жесточайшее поражение, а потом заявился с претензиями к вещунье. Та и ответила: «Все правильно — ты погубил царство. Только не чужое, а свое собственное!» Мало чем рисковал и пушкинский «вдохновенный кудесник», предсказавший Олегу смерть «от коня своего»: князь был всю жизнь в походах, в битвах, всегда на коне — в любом сражении конь мог, что называется, «подвести», быть убитым под своим всадником, сломать в любой драматический момент ногу, чтоб в того впилась в сей же миг вражья стрела, или, взбесившись, занести своего хозяина в лагерь противника. Но так как ничего этого с князем Олегом не произошло, на помощь волхву пришла та самая «гробовая змея», что выползла из конского черепа...

Так кому же нужен Нострадамус? Очевидно, нам всем. Не для того, чтобы строить на нем дешевые политические спекуляции, суетливо подгонять его пророчества под «потребности времени». А чтобы понять, как мыслили передовые люди в том уже далеком для нас XVI веке, какими идеями, тревогами были обуреваемы, чтобы и самим осознать смысл замечательного философского высказывания Ф.Тютчева: «Жизнь в измененьи —/Вечный, единый поток...», чтобы дошло до нашего сознания, почему Нострадамуса читали Ломоносов и Ньютон, Паскаль и Гюго, почему его современник, великий поэт Пьер Ронсар, написал о прорицателе щемящие строки:

«Кто Нострадамус есть? Злой дух иль шарлатан, /иль дар ему великий Богом дан?» Чтобы постигнуть наконец и провидческий призыв-напоминание И.Тургенева: «Горе тому... кто до времени хочет вызвать к жизни то, что еще не созрело». И главное здесь — избежать нелепостей, до которых ныне так падки наши средства массовой информации. Вот появляется как-то на экране некая дама-вещательница и с поразительно серьезным видом изрекает: «Знаете, я нахожусь в ежедневной астральной связи со звездой Альдебаран в созвездии Тельца». (Каюсь, название звезды я тогда не запомнил — привожу первое попавшееся.) И ей почтительно внимает ведущий, и в студию не входят санитары в белых халатах.

В давние дни, когда имя знаменитейшего советского разведчика было еще под строжайшим запретом, на Западе вышел сенсационный фильм «Кто вы, доктор Зорге?». А сенсационность была в том, что люди, извечно испытывая тяготение к таинственному, впервые узнали о делах, в которые трудно было поверить. Похоже, что и ныне в силу тех же причин, но в гораздо больших масштабах раскручивается тема «Кто вы, доктор Нострадамус?». По большому счету ошарашиванию в этой раскрутке поддаются в основном те, кто с юных лет не привык и сердцем, и разумом изумляться перед гармонией окружающего нас великого мира, перед его удивительными законами, которые нельзя ни отменить, ни заменить другими. Ну почему квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов? Почему число «пи» с его бесконечным рядом цифр неизменно и не подлежит пересмотру? Или вот еще пример, не столь «примитивный». Есть такой закон знаменитого математика Карла Гаусса. Если вы будете стрелять в определенную точку из пушки, винтовки, лука, да хоть бросайте камни в чужой огород, норовя попасть в избранную вами цель, то после множества, миллионов подобного рода опытов увидите, что все ваши попадания расположились на площади эллипса. Расчертите его осью большой и малой, потом поделите большую на 8 частей, и окажется, что с каждой стороны от центра попадания в очерченных площадях распределятся в процентах: 25:16:7:2, а всего в сумме в эллипсе их будет 100%. И ничего вы не сможете изменить. Таков Закон! Откуда он взялся? Кто в Мироздании определил эти цифры? Ответы на это мы, возможно, никогда не узнаем.

К чему это мы? А к тому, что Нострадамус завел своих почитателей в бездну событий и цифр, не выведя, не открыв при этом ни одного Закона. Ломайте головы, люди, перелопачивайте катрены и так, и эдак, делайте свои умнейшие умозаключения...

 

Так кем же был Нострадамус? Большим ученым-астрологом, медиком, химиком? Мистическим пророком и «королем предсказаний»? Или просто талантливым авантюристом, одаренным мошенником? Скорее всего — и тем, и другим, и третьим. Как астролог и врач (запомним, что астрономия тогда еще не выделилась из астрологии, а медицина была густо замешена на знахарстве), он ощущал влияние космоса на земную жизнь — с идущими из него магнитными бурями, всякого рода «знамениями» в виде затмений, комет, «звездных дождей», после которых в народах происходили немалые смешения умов. Как человек «с именем», держащий руку на пульсе европейских событий, общаясь при этом с известными творцами многих международных интриг, он вполне мог многое экстраполировать в своем остром сознании. Как человек своего времени, будучи в конфликте со многими сильными мира, он, даже не скрывая это (в частности, в письме сыну), вовсю ловчил и мошенничал.

Но одно несомненно: своими творениями, написанными хоть и весьма туманно, но с присущими ему талантом и блеском, он возбудил в людях желание не просто заглянуть в будущее (эта слабость нашему биологическому виду, к несчастью, всегда была свойственна — и к гадалкам ладони тянулись, и по кофейной гуще прогнозы строились; вы только представьте себе, что человеку вдруг открылось бы все его будущее, по дням, по часам, с точною датой и обстоятельствами смерти — да он наверняка тронулся бы), а заглянуть, так сказать, «с прицелом», чтоб выдать желаемое за действительное. Например, в известном послании Генриху II бросались в глаза слова: «Жизнь на земле перестанет развиваться свободно и погрузится в великую мглу. А весной и после нее произойдут грандиозные перемены, падения королевств и великие землетрясения; и все это сопряжено с возникновением нового Вавилона, мерзкой проституцией, отвратительной духовной опустошенностью, и это продлится 73 года и 7 месяцев». Обрадованные нострадамусоведы минувших веков, склонные к спорам в толкованиях пророка, на этот раз сошлись воедино: конечно же, речь идет о правлении Людовика ХIV! Все совпадает: и время правления «короля-солнца» (1643–1715), и абсолютизм его власти, и падение нравов — словом, все-все. Но стоило распасться Советскому Союзу, как тут снова грянул новый, не менее дружный хор: да это же про СССР! Особенно расстарались наши отечественные толкователи. Автор спецвыпуска «Оракул» Вадим Николаев, отделив от названной выше даты последнюю цифру — «7 месяцев», на полном серьезе утверждает, что это о Ельцине, так как именно «на седьмом месяце Борисфен проложил дорогу...».

Еще дальше пошли Дмитрий и Надежда Зима, которые свой труд назвали точно и скромно: «Расшифрованный Нострадамус». Теперь ломать голову уже особенно не над чем — достаточно воспользоваться «ключом» к пророчествам. Это некое число 2035,5 — к нему-то М.Н. и привязывал все события, и коэффициент 11,11. Вот один из таких «расчетов» о «судьбоносных датах России»:

«Адам жил за 1242 года перед Ноем... Делим это число на 11,11 — получаем 111,8. Из 2035,5 вычитаем 111,8 и получаем 1923. Это — год. Через несколько месяцев — смерть Ленина. Ильич — анти-Адам...»

Если все это не ахинея, то что же?

Но это еще что! Под встречающимся в «Центуриях» «наставником народов» следует, оказывается, понимать Горбачева, а «Великий Король Устрашения», по Татьяне Надеиной, это не только Спаситель, но и... сама Америка. А там, где речь идет о Монголии, следует подразумевать Россию, а «король монголов» — это сам Путин. Одно утешает — встречаем толкование: «Три принца сбросят с себя заблуждения и обратятся к вере в Бога» — и узнаём, что это намек на... Ельцина, Кравчука и Шушкевича, трех беловежцев. Как говорится, приехали!

Конечно, многое для нас темно и загадочно в пророческих построениях Нострадамуса, тем более что многие из них, как отмечали современники, он создавал в состоянии психических расстройств, сопровождаемых бредом, галлюцинациями. Как и вообще многое непостижимо для нас в этом необъятном, таинственном мире. Но если бы мы всё понимали да знали, то не было бы наверняка ни наук, ни религий, ни даже суеверий — мы попросту были бы не людьми, а животными. Ведь не боится же ваш домашний беззащитный котенок гулять темной ночью в прилегающем к вашему жилищу страшном темном лесу. А у нас сама мысль пройтись в полночь по кладбищу вызывает неприятный холодок на спине. Такими мы и останемся — со всеми нашими слабостями, с недоумением перед всем неизведанным, с человеческими суевериями, что так прочно вошли в нашу духовную жизнь.

А Нострадамус в общественном сознании землян останется как яркий, выразительный памятник своей эпохи, на потребу которой он взялся предрекать будущее — чтобы одних утешить, других навести на серьезные раздумья о зыбком и бренном человеческом бытии, третьих сурово предупредить об ответственности за свои земные деяния.

В своих пророчествах он предсказал будущее мира до 3797 года. Страшный суд, по его подсчетам, ожидает нас в 3242 году, хотя некоторые признаки его «досрочного» приближения наблюдаются уже сегодня — в связи с апокалипсическими событиями в Америке, в Москве, с угрозами «глобалистов» вновь подвергать неугодные народы и страны огневым ударам с «тверди» небесной; мало того — ученые только что всерьез заговорили о возможной скорой смене магнитных полюсов Земли, что происходит раз в 500 тысяч лет (!), и это грозит планете неисчислимыми бедами...

Что касается «конца света», то его, по Нострадамусу, нам следует ожидать в ночь на 8001 год от Рождества Христова.

Что ж, поживем — увидим.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Согласитесь, что такие «международные» имена, как Иоанн, Иоганн, Йован, Жан, Ян, Джон, Айван, Иван, — это все-таки не одно и то же. Назад

2. Правда, наши настырные демократические исследователи щекотливого вопроса «ядерности» в пророчествах Нострадамуса и здесь не теряются. Вот приведенный в книге «ОЛМА-ПРЕСС» «вещий» катрен:

«Смертельный огонь падал с гневного неба,/В костры превращая Тартар с Мозаре./Но все ж не избегнет отмщенья отребье/Тюрингских, саксонских и прочих зверей»(V, 100).

Ссылка на него как на намек об атомных бомбардировках прошлого строится авторами на сплошных нелепостях: древнегреческая мифологическая бездна Тартар уже и без того давно стала царством мертвых; Мозаре им самим мы предлагаем поискать на картах, с лупой; а уж возлагать ответственность за ядерные удары по мирным японским городам на «тюрингских, саксонских зверей», обеляя при этом зверей подлинных — американских, — просто безнравственно. Назад

3. Огорчительно, но к появлению на свет белый этого очаровательного дитяти Россия имела самое непосредственное отношение. Вот что говорил князь А.М.Горчаков, наш выдающийся дипломат, однокашник Пушкина, президенту Линкольну: «Ваша страна еще только появилась на свет, когда русские стояли у вашего изголовья, как ангелы-хранители, во времена первого президента Вашингтона. Нам не нужны Северные и южные штаты — нас устроят только Соединенные Штаты Америки». После победы над Югом, которую мы им одержать помогли, они так и назвали эту страну. С чем себя и поздравляем: нам всегда выходит боком, если по простоте своей кому-то искренне помогаем. Назад

4. Основательно покопавшись в центуриях, любой из нас легко может найти в них и другие намеки на беды чересчур возомнившей о себе Америки, хотя бы вот такой: «Шатается город у вод океана.../Его зло с небес поливают огнем...» (IХ, 48). Назад

5. И еще, как сообщалось недавно в печати, 100 тысяч (!) внештатных, совмещающих эту профессию с иными видами деятельности. Назад

6. Вы поняли, какой выискан намек: пришли мы туда, выходит, не освобождать, а грабить. Да и в чем логика привязывать все это к Дунаю — уж лучше бы к Шпрее да Эльбе, там в Дрездене мы «ограбили» целую галерею. Назад

7. Как ни странно, большинство людей, опрошенных автором этих «Комментариев», искренне полагают, что такого рода пророчества о появлении самолетов и подлодок исходят из Библии, хотя ничего подобного в этой книге нет: просто в сознании многих прогнозы Нострадамуса как бы «наложились» на тексты Священного Писания. Назад

8. Сомневающиеся в этом могут полистать довоенную немецкую прессу, чтобы понять, был ли запрещен в Германии Нострадамус. Назад

 

Чтобы оценить содержание данной статьи по пятибальной системе Вам предлагается нажать на соответствующую звёздочку --->
Просмотров: 1863 | Комментарии: 1 | Теги: катрен, Нострадамус, предсказание, центурия, будущее, пророчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 alexan0308 • 15:45, 15 Февраля 2017
Ванговское "Курск утонет" тоже можно рассматривать и так, и сяк. И Титан Моргана Робертсона можно смотреть и так и сяк ) И все же, что-то в этом есть.
avatar
 
   

Telecar © 2008